МЕНОН

МЕНОН
    «МЕНОН» (Μένων ἢ περὶ ἀρετῆς, подзаголовок: «О добродетели»), диалог Платона, относящийся к раннему периоду творчества. Назван по имени собеседника Сократа Менона, юного фессалийского аристократа, который приехал в Афины и остановился в доме демократического политика Анита (обвинителя исторического Сократа). Менон задает Сократу вопрос, вызывавший в 5 в. до н. э. оживленные обсуждения софистов: можно ли научить добродетели? (арете означает «добродетель» и «доблесть» одновременно, а потому является понятием нравственно-социальным). Последующая беседа представляет собой наведение Сократом собеседника на правильный ответ и делится на три части: I (70a-80d): объяснение единства добродетели; II (80е-86Ь): объяснение познания как припоминания; III (86с-100с): наведение Менона на мысль о том, что политическая доблесть, к которой он стремится, не добродетель, а только ее тень.
    Аргументация I части. Сократ устанавливает эпистемологический приоритет сущности над ее качествами и состояниями: вначале необходимо познать «что», а затем уже «как», «когда», «какой» и т. д. Прежде чем познать, можно ли научить добродетели, необходимо знать, что она такое сама по себе (71b; 87b; 100b). Несмотря на множество разных проявлений добродетели, «есть у них одна определенная идея (εἶδος), она-то и делает их добродетелями» (72с). Эта идея (эйдос) вещи и есть ее сущность, и она является первым объектом познания. Менон пытается определить сущность «добродетели вообще», терпит в этом неудачу и впадает в полное недоумение - «апорию» (80а). Таким образом, Менон освобожден Сократом от ложных мнений и готов к поиску истины (ср. 84а-с), однако он не понимает, как можно искать нечто совершенно неизвестное (80de).
    Аргументация II части. Сократ объясняет Менону, что суть всякого познания заключается в «припоминании» (анамнесис) истины: душа человека, размышляя о предмете, должна вспомнить то, что она знала о нем до вхождения в земное тело, но забыла, воплотившись. «Припоминание» истины -процесс рационального мышления, что показано Сократом на примере геометрической задачи, решить которую он заставляет мальчика-раба, никогда не учившегося геометрии. «Только спрашивая», Сократ приводит его к ответу на вопрос о длине стороны квадрата, площадь которого вдвое больше данного квадрата.
    Аргументация III части. Менон вновь просит Сократа объяснить, воз-можно ли приобрести добродетель, или она бывает от природы. Сократ показывает, что: 1) добродетель нерасторжимо связана с умом и знанием, а поэтому ей можно обучиться (под обучением имеется в виду припоминание - 87с) (86с-89с); 2) тому, что считает добродетелью Менон, обучиться нельзя, а значит - но этот вывод предоставляется сделать Менону и читателю самостоятельно - предмет его восхищения не является добродетелью (89c-96d). Сократ демонстрирует, что знатоками и учителями добродетели не могут считаться ни софисты (91Ь—92с), ни герои афинской демократии (92е-94е), ни знаменитые дидактические поэты (95Ье).
    В заключение Меноном ставится вопрос, существуют ли вообще добродетельные люди, и если да, то как они такими становятся (96d), ведь общество многих людей признает добродетельными и доблестными гражданами. Ответ Сократа состоит в том, что правильный и общественно-полезный поступок можно совершить не только благодаря «знанию» добродетели, но и благодаря «правильному мнению». Разница в том, что правильное мнение неустойчиво и непостоянно, оно еще не делает человека добродетельным. Правильное мнение становится незыблемым знанием тогда, когда «связывается... осознанием причины», а этот путь предполагает сложную самостоятельную работу припоминания (98а). Осознавая сущность добродетели, человек приобретает знание о ней, которое, будучи устойчивым, заставляет его всегда, а не эпизодически, поступать добродетельно. Т. обр., ответ, на который Сократ наводит Менона, заключается в том, что процесс познания сущности добродетели и процесс ее приобретения совпадают.
    Рус. пер.: И. Сидоровского (1780), В. Н. Карпова (1863), С. А. Ошерова (1968)
    Текст и комментарий: Plato. Meno. Ed. and commentary by R. S. Bluck. Camb., 1961; Meno. Ed. with transi, and notes by R. W. Sharpies. Warminster, 1985; Menon. Hrsg., übers, u. nach d. Inhalt erklärt v. R. Merkelbach. Fr./M, 1988; SesonkeA., Fleming N. Plato's Meno: Text and Criticism, 1967; Менон, диалог Платона. Греч, текст с прим. Н. Е. Скворцова. М., 1867; Платон. Менон. Пер. С. А. Ошерова, - Платон. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990, с. 575-612.
    Лит.: Klein J. A Commentary on Plato's Meno. Chapel Hill, 1965; Verdenius M. J. Notes on Plato's Meno, - Mnemosyne 1957, 289-299; Eckstein J. The Platonic Method. An Interpretation of the dramatic-philosophic Aspects of the Meno. N. Y., 1968; Les paradoxes de la connaissance. Essais sur le «Ménon» de Platon. Éd. par M. Canto-Sperber. P., 1991; Gardeya P. Menon: Interpretation und Bibliographie. Würzb., 2000.
    Ε. Д. МАТУСОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МЕНОН" в других словарях:

  • Менон —         «МЕНОН» диалог Платона, часто называемый «программным» диалогом Академии. Хотя по стилю «М.» следует отнести к так называемым «сократическим» диалогам, в нем уже формулируются основные проблемы «зрелого» платонизма (исследование природы… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • меноніт — іменник чоловічого роду, істота …   Орфографічний словник української мови

  • Менон — Диалоги Платона Диалоги даны в последовательности, установленной Фрасиллом (Диоген Лаэртский, книга III) Первая тетралогия : Евтифрон, или О благочестии Апология Сократа Критон, или О должном Федон, или О душе В …   Википедия

  • меноніти — ів, мн. (одн. меноні/т, а, ч.; меноні/тка, и, ж.). Члени християнської релігійної секти, що виникла як відгалуження секти анабаптистів …   Український тлумачний словник

  • МЕНОН Кришна — (1896 1974) деятель Индийского национального конгресса, в 1947 52 верховный комиссар Индии в Великобритании, в 1957 1962 министр обороны Индии. С 1971 один из почетных президентов Всемирного совета мира (ВСМ) …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНОН Кумар Падма Шивашанкар — (1898 1982) индийский дипломат и общественный деятель. В 1952 61 посол в СССР. С 1965 председатель Индийско советского культурного общества. С 1970 член Президиума Всемирного Совета Мира (ВСМ). Международная Ленинская премия (1979) …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНОН Мамбилликалатил Говинд Кумар — (р. 1928) индийский физик, иностранный член РАН (1991; член корреспондент АН СССР с 1982). Труды по физике элементарных частиц и космических лучей …   Большой Энциклопедический словарь

  • Менон Кришна — [р. 3.5.1896, Каликут (Кожикоде)], индийский политический и государственный деятель. Получил юридическое и экономическое образование в Лондоне. В 1929‒47 секретарь Индийской лиги в Лондоне, объединявшей индийцев ‒ членов Индийского национального… …   Большая советская энциклопедия

  • МЕНОН Кумар Падма Шивашанкар — (1898 1982), индийский дипломат и общественный деятель. В 1952 61 посол в СССР. С 1965 председатель Индийско советского культурного общества. С 1970 член Президиума Всемирного Совета Мира (ВСМ). Международная Ленинская премия (1979) …   Энциклопедический словарь

  • Менон (Венгалил Кришнан) Кришна — (Мепоп (Vengalil Krishnan) Krishna) (1896 1974), инд. политик.Известный защитник инд. нац. интересов в Великобритании до 1947 г. Затем верховный комиссар Индии в Лондоне (1947 52) и позже представитель Индии в ООН. Находясь на посту мин. обороны… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»